Этикет общения для школьников

Этикет общения для школьников

Детское поведение неизменно беспокоит всех родителей. Оно должно строго следовать нормам этикета, но добиться этого, как думают многие, непросто. Это ошибка: достаточно решать проблему поэтапно и все трудности будут преодолены.

Особенности

Этикет — это совокупность норм поведения, регулирующих действия в конкретных местах и ситуациях. Обучив ребенка соблюдению общепринятых правил, вы не испытаете неловкости за его поступки и облегчите его взаимоотношение с окружающими людьми. Более того, будете регулярно слышать слова благодарности и улучшите репутацию своей семьи в глазах окружающих.

Прививать хорошие манеры начинают с норм поведения, которые понадобятся в следующих ситуациях:

  • в общественных местах и на улице;
  • при походе в гости;

  • как поступать в транспорте;
  • при разговоре;
  • в кругу семьи;
  • за столом;
  • при общении по телефону;
  • в учебном заведении.

Не стоит рассчитывать, что все будет усвоено только на словах. Как бы внимательно вас не слушали, и какое бы взаимопонимание не было достигнуто, придется учить в первую очередь собственным примером. Родители, призывающие к одному, а сами поступающие противоположным образом очень легко, незаметно утрачивают практически полностью свой авторитет.

Придется учесть, что образцом поведения для детей служит все окружение в целом, поэтому надо внимательно следить за тем, с кем общается ребенок, какие манеры и привычки может перенять.

Как обучить

Сказать, что надо «воспитывать на конкретных примерах» – легко. Но найти подход к детям куда сложнее. Начинать нужно с самых ранних лет. Поощряйте малыша при помощи интонации, жестов и взглядов за положительные поступки и осуждайте за отрицательные. Это имеет самое прямое отношение к выработке хороших качеств у учащихся школ, закладывает основательный и прочный фундамент для усвоения норм этики.

Когда ребенок достигает школьного возраста, нужно прививать стандарты действий в той или иной ситуации. Обязательно проговаривайте каждый свой важный шаг, поясняйте причину, по которой поступили именно таким образом, а не выбрали другой вариант действий.

При обучении следует учесть:

  • Нарушение норм поведения, недисциплинированность, грубость должны корректироваться сразу же. Не ждите, пока они укоренятся, станут привычными.
  • Строгое следить за опрятностью и за внешним видом в целом. Это ничуть не менее важно, чем произносимые ребенком слова, его жестикуляция и общая манера поведения.

Теперь можно рассмотреть частные примеры этикета. Во каждом случае проявляются те же общие принципы обучения, но есть и свои, особенные.

За столом

Прием пищи — важный компонент жизни школьников, и необходимо, чтобы они проявляли вежливость и внимательность за столом. Думающий о других человек всегда:

  • пользуется только подходящими столовыми приборами, не заменяет их руками и посторонними предметами;
  • для вытирания рук, лица и одежды за столом использует лишь салфетку;
  • перед едой моет руки с мылом;
  • избегает разговоров или сокращает их до самого минимума;
  • желает всем присутствующим за столиком приятного аппетита в начале трапезы, благодарит за нее в конце.

Важно: часть детей стремится есть быстрее других, при этом возникает чавканье, набирается полный рот пищи, тарелка переполняется едой, что-то падает на пол. Все это крайне предосудительно, и заметив такие случаи, нужно сразу же пресечь их повторение. Убедительно и внятно объясняйте ребенку, чем грозит определенный поступок, какое мнение складывается у окружающих и какие неудобства создаются. Запрещайте подвижные игры, всякого рода баловство: за столом им не место и не время!

В гостях

Крайне редко встречаются семьи, в которых никогда и никуда не ходят в гости. Излишне свободное поведение школьника, его недостаточный самоконтроль может доставить немало неприятностей и даже спровоцировать скандал. Тихое недовольство и раздражение, накапливающееся у хозяев постепенно, ничуть не лучше.

В школьном возрасте уже следует знать:

  • чтобы приходить к друзьям и одноклассникам домой надо иметь приглашение, о своем визите предупредить заранее;
  • нельзя шуметь, бегать, заглядывать во все помещения и за двери, открывать шкафы и тумбочки;
  • запрещается откровенно выражать недовольство поведением присутствующих, убранством дома, угощением: непосредственность тут превращается из достоинства в сильнейший недостаток;

  • нельзя самовольно брать чужие вещи или хватать пищу со стола без разрешения.

Вразумляя, недопустимо просто сводить все к банальному запрету. Нужно обязательно мотивировать на исключение ошибок. Приучайте ребенка всегда думать, «а что, если бы я был (а) на месте тех людей».

Обращайте воображение, столь живое еще у школьников, в своего союзника. Пусть они в красках представляют себе, насколько неприятно чувствуешь себя в присутствии человека, который всюду заглядывает, очень назойлив или не подчиняется элементарной дисциплине. Тогда краснеть в гостях или переживать за поведение детей в следующий раз не придется.

Поездка на транспорте

Это еще одна ситуация, в которой школьники регулярно совершают ошибки. Нужно разъяснить им такие ключевые требования:

  • входить в салон нужно, пропуская всех выходящих;
  • полагается уступать место пожилым, инвалидам, более младшим;
  • желательно снимать ранец, рюкзак или портфель: оставив его на плечах, можно создать неудобства другим пассажирам;
  • нельзя оставаться у дверей, если вы не выходишь на следующей остановке;
  • в транспорте запрещено есть и пить, бегать по салону, вести громкие разговоры. Именно эти пункты чаще всего и нарушаются детьми.

Хорошим воспитательным приемов оказывается ролевая игра, по итогам которой любой первоклассник самостоятельно усваивает: почему неприятно смотреть на бегающих детей, чем грозит неутолимая, неконтролируемая привязанность к мороженому. Обратите внимание во время поездки на транспорте, насколько удобно подготовиться к выходу заранее, и на какие проблемы обрекает себя человек, бросающийся к дверям только при их открытии.

Улица

Хорошее поведение подразумевает и соблюдение норм этики в общественных местах, на улице. Требуется внушить детям, что:

  • мусор следует бросать только в урны и контейнеры, а прямо на землю;
  • не следует ходить по газону, даже если запрещающих табличек нет;
  • всегда нужно помнить о правилах дорожного движения.

Городская среда – источник не только возможностей, но и опасностей. Учащиеся школ должны твердо знать: если родители просят остаться их в определенном месте, уходить оттуда нельзя ни в каком случае, какие бы блага не сулили и какие бы просьбы не высказывали. От общения с людьми, которые ребенку незнакомы, пусть даже это сверстники или не внушающие никакого опасения взрослые, правильнее отказаться совсем.

Проведите тренировку: пусть ваш знакомый, неизвестный ребенку или загримированный, попытается заговорить с ним и увести подальше под любым предлогом. Проследите за реакцией своего чада, а потом результат разберите аккуратно и настойчиво. Если школьник ошибется и доверится «незнакомцу» – еще раз расскажите об опасностях.

Идем в театр

Спектакль, даваемый артистами театра, часто становится праздником и незабываемым зрелищем, помогает формировать лучшие качества и расширять кругозор у детей. Но они обязаны сами следить, чтобы в обществе одежда оставалась опрятной и чистой, а в случае любых проблем сразу негромко обращать внимание на нее взрослых.

Расскажите, что в театре тоже следует вести себя дисциплинированно и вежливо, нельзя проходить на свое место в ряду, наступая на ноги других людей. Во время представления нужно воздерживаться от реплик и комментариев. Если ребенок пытается что-то сказать, пусть потерпит до антракта.

Беседа и разговор

Речевой этикет школьника важен в любой из описанных ситуаций: дома, в гостях, на улице и в автобусе. Ключевыми моментами будут:

  • обязательное приветствие знакомых;
  • обращение к любому взрослому строго на «вы»;
  • недопустимость вмешательства в разговоры других людей и комментариев вслух;
  • прощание перед уходом;

  • немедленное извинение в случае любого проступка;
  • запрет на оскорбления, использование слов-паразитов;
  • отказ от обсуждения других людей, неважно есть ли они среди присутствующих или нет.

Следите за разговорами детей, даже в самых обычных бытовых ситуациях. Если интонация неверна, появляются странные паузы и речь засорена, дикция нечеткая или неприятная – с этим нужно бороться. Иной раз стоит прервать ребенка и обратить его внимание на допущенную ошибку. Проявите такт и чуткость, можно использовать юмор, но пусть он будет направлен на промах, а не на личность школьника.

Важно: никогда нельзя срываться на крик или тем более наказывать физически за нарушения этикета. Это только озлобит и усугубит проблему. Частой ошибкой взрослых является раздача замечаний без разбора. Проявите терпение и выдержку, но будьте настойчивы, неуклонно проводите одну линию.

Поведение в школе

Это одна из важнейших частей жизни любого ученика. Ребенок должен научиться вежливо и уважительно относиться ко всем педагогам и работникам школы. Выполнение домашних заданий, расположение предметов на парте, аккуратность, наличие необходимых учебников, тетрадей и спортивной формы тоже являются предписанием этикета. Вежливые учащиеся не слушают плееров, не играют на телефоне в игры и не звонят по нему во время урока. Это удобно для всех, в первую очередь для самих школьников.

Читайте также:  Челка это красиво или нет

О том, что такое этикет, смотрите в следующем видео.

Цели:

  • способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности;
  • взаимопонимания с одноклассниками;
  • познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах;
  • познакомить учащихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета.

Оборудование:

  • плакаты с высказываниями:
  • “Этикет делает королей рабами двора”.
  • Живите так, как будто перед вами зеркало.
  • Язык голову бережёт.
  • Хочешь уважения – не начинай с оскорбления.
  • пригласительные открытки, — 2 штуки
  • плакат “Воспитанный человек”- 2 штуки
  • цветные карандаши, фломастеры
  • листочки для теста — всем
  • коробка на каждую команду (носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка, копилка, набор ручек, карандашей, зубная щетка, подарочные пакеты для упаковки подарков).
  • медаль “Знаток этикета” (? штук)
  • лист с пословицами – 2 штуки
  • призы (чупики)
  • На нашем занятии присутствуют гости, которых мы попросим выступить в роли жюри сегодняшних конкурсов.

    Учитель. Будьте вы человеком какого угодно происхождения, держитесь каких угодно убеждений, вежливость и тактичность вас никогда не испортят.

    Сколько раз вы слышали: "сними головной убор в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

    Ученик. Есть забавная история о происхождении хороших манер: “Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу – так теплее. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с краю, мерзли. Ежи никак не могли отыскать золотую середину – то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам. А потом договорились: уступать друг другу. Погрелся в середине – иди на край и снова жди своей очереди”.

    Учитель: еще раз проговаривает: ежики – договорились, они установили свой порядок поведения.

    А установленный, принятый в обществе порядок поведения и называется ЭТИКЕТ.

    Учитель Сегодня на занятии вы узнаете историю происхождения этикета, познакомитесь с правилами поведения некоторых народов, узнаете, зачем необходимо следовать этикету. Итак, откуда появились различные правила этикета?

    Слово “этикет” появилось при короле Людовике 14. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки назвали “этикетками”. Отсюда и произошло понятие “этикет”- воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

    Многие правила зародились еще в средневековье. Например: снимать шляпу и ли перчатку при приветствии.

    Ученик. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей и ему нечего опасаться, снимал шлем или поднимал забрало. Впоследствии, когда шлем уступил место другим головным уборам, дворянин снимал или приподнимал шляпу с той же целью показать, что он находится в кругу друзей. Еще позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин всегда приветствовали, снимая головной убор. И в таком виде этот ритуал сохранился и в 19 веке, не меняясь на протяжении столетий. Даже короли Франции, которые не снимали шляпы ни перед кем, дотрагивались до нее при появлении дамы.

    Учитель. Спасибо, очень интересно. У нас есть ещё сообщение.

    Ученик. Обычай рукопожатия имеет более древнюю историю. Человек протягивал невооруженную ладонь с вытянутыми пальцами правой руки в знак отсутствия враждебных намерений. До наших дней сохранилась традиция, согласно которой младший по возрасту или положению никогда не протягивает руку первым, так как ее могут просто не принять.

    Учитель. Соблюдение правил доходило до абсурда. Даже была такая поговорка: “Этикет делает королей рабами двора”.

    Ученик. В истории были случаи, когда стремление соблюсти этикет могло стоить людям жизни. Испанский король Филипп III во имя этикета пожертвовал своей жизнью. Сидя у камина, в котором слишком сильно разгорелся огонь, король не позволил никому из придворных поставить заслонку и не отодвинулся сам. Придворный, который должен был следить за огнем в камине, отсутствовал. Король решил не двигаться с места, хотя пламя уже обжигало его лицо, и загорелись кружева на его одежде. Получив сильные ожоги, он умер через несколько дней.

    Учитель. И еще один пример абсурдного поведения.

    Ученик. Иногда строгое соблюдение этикета приводило к принесению в жертву человеческих жизней. При испанском дворе Филиппа II королева однажды упала с коня, застряв ногой в стремени. Конь поволок королеву за собой, но никто не рискнул помочь ей, чтобы не оскорбить ее величество прикосновением к ее ноге. Когда двое придворных все же решились спасти полумертвую королеву, то они поспешили немедленно скрыться от гнева короля за грубое нарушение правил этикета.

    Учитель. В русский язык слово этикет вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету. Первая книга по этикету называлась “Домострой”. В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр 1, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев. Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре 1 в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием “Юности честное зерцало”. Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

    Учитель. Проверим вашу внимательность.

    — Как называлась первая на Руси книга по этикету? ДОМОСТРОЙ.

    — Как называлась книга, изданная при Петре I? “ ЮНОСТИ ЧЕСТНОЕ ЗЕРЦАЛО”

    — О чём эта книга? ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ.

    Но правила бывают разные. Этикет имеет национальные черты. Одни и те же правила в разных странах трактуются по-разному. Возьмем самое простое – приветствие. Как мы приветствуем друг друга?

    Вот как приветствуют друг друга в разных странах:

    Ученик: древние греки – “Радуйся!”,

    • современные греки – “Будь здоровым!”,
    • арабы – “Мир с тобой!”,
    • индейцы – “Все хорошо!”,
    • англичане и американцы – пожимают друг другу руку,
    • китайцы – пожимают руку себе самому,
    • лапландцы – трутся носами,
    • латиноамериканцы – целуют друг друга в щеку,
    • японцы – кланяются.

    Учитель. Многое могут сказать жесты: у нас кивок головой вверх-вниз – да, у болгар – нет.

    Учитель предлагает “Игру жестов”. (физкульт. минутка)

    — Довольны ли вы сегодняшним днем?

    — Много ли домашнего задания вы получили на завтра?

    — Ждёте ли вы каникул?

    (Ученики жестами отвечают на вопросы учителя.)

    Молодцы! Посмеялись, теперь продолжим разговор.

    Учитель. Неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий отталкивают от нас людей, которые могли бы любить и уважать нас, если бы мы были более воспитаны. Хорошие манеры прочно связаны с внутренней культурой человека.

    Живите так, как будто перед вами зеркало.

    Поступайте с людьми так, как хотите, чтобы поступили с вами.

    — Хочешь ли ты, что бы с тобой пошутили так, как ты собираешься пошутить с другом?

    — Хочешь ли ты, что бы кто-то весело спрятал твой портфель или переложил твой пенал.

    Конкурс: “Пригласительный Этикет”.

    Вежливый человек, как правило, дружелюбный и веселый. У него много друзей.

    Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка:

    Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей)

    Читайте также:  Как происходит механическая чистка лица

    — Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)

    — Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)

    Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)

    Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)

    Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

    Умение разборчиво писать – первое правило вежливости. (В.Ключевский)

    (Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Оценка жюри

    Учитель: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

    Ученик. Все мы любим подарки. Преподносить подарки так же приятно, как и получать. Но и то и другое нужно уметь делать.

    Любой подарок – это зашифрованное послание. Он может быть знаком дружбы, внимания и уважения. За свою многовековую историю вручение подарков превратилось в настоящий ритуал со своими правилами, нормами и требованиями, согласно которому следует выбирать и преподносить подарок, так, что бы он понравился тому, для кого он предназначен, а момент вручения выглядел достойно.

    Конкурс. “Подарочный этикет” (см. пакеты)

    — Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно (другу, дедушке, итд) вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

    (Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор). Оценка жюри.

    Учитель: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно! Неряшливый и неопрятный человек проявляет неуважение к чувствам и вкусам других людей. Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека. (1мин)

    — Одежда должна быть чистой.

    — Волосы должны быть уложены в прическу.

    — Одежда должна быть аккуратной.

    — Ногти в приличном виде. Оценка жюри

    Учитель: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

    Конкурс “Застольный этикет” Вопросы с ответами задаются командам по очереди

    1. Когда можно сесть за праздничный стол?

    — как только вошли в комнату.

    — только после того, как сядут хозяева.

    — после приглашения хозяйки +

    2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и .

    — заправляете за воротник.

    — кладете на колени +

    — кладете рядом с тарелкой.

    3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

    — отказаться, назвав причину отказа.

    — взять немного, поблагодарив +

    4. О чем не следует говорить за столом во время еды?

    — о новых впечатлениях

    5. Для чего к рыбе подается нож?

    — чтобы отделять мясо от костей +

    — чтобы разрезать большой кусок на маленькие.

    — чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

    6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

    — те, что лежат ближе к вам +

    7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

    — в правой руке – вилка, в левой – нож.

    — в правой руке – нож, в левой – вилка +

    8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

    — поднять и продолжать есть.

    — попросить другой прибор.

    — извиниться и попросить подать другой прибор +

    Учитель. Главной целью дружеской встречи является не угощение, а атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка.

    Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил взаимоотношений.

    Выбираем “Знатока этикета”

    Узнать о том, насколько хорошо вы знакомы с этикетными правилами, нам поможет один тест. Ваша задача: внимательно прослушав вопрос, ответить “да” или “нет”. После чего все посчитают свои баллы и узнают, как же вы знаете этикетные правила. Старайтесь быть предельно честными. Готовы? Внимание вопрос.

    1. Ты уверен, что если поссорился с другом, то и здороваться с ним ни к чему?

    2. В общественном транспорте ты всегда уступаешь место пожилым людям, больным и с детьми?

    3. Съев на улице конфету, ты тщательно сворачиваешь фантик в маленький комочек и, чтобы он не валялся под ногами, забрасываешь на газон?

    4. Ты всегда приветливо здороваешься с людьми, даже если у тебя плохое настроение?

    5. Очутившись в незнакомом доме, ты стараешься заглянуть во все комнаты, чтобы знать, где что происходит?

    6. Ты всегда придерживаешь тяжелые двери, чтобы они не ударили человека, идущего следом?

    7. Получив подарок, ты отложишь его в сторону и скажешь: “Спасибо. Потом посмотрю”?

    8. Ты считаешь, что опаздывающих гостей надо ждать, пока они не придут, и только потом приглашать всех к столу?

    9. Приглашая гостей, ты надеешься, что они сами смогут развлечь себя?

    10. Съев легкое пирожное, ты всегда вытираешь пальцы салфеткой, а не облизываешь их?

    А теперь давайте посмотрим, что же у вас получилось. Ответы “да” должны быть под номерами: 2, 4, 6, 10; остальные – “нет”. За каждое совпадение – 1 балл.

    Жюри подсчитало? Давайте посмотрим, какие у вас получились результаты.

    • 10 баллов – вы великолепный знаток правил этикета!
    • 6-9 баллов – ваши знания об этикете нуждаются в доработке.
    • 3-6 баллов – необходимо себя воспитывать.
    • Меньше 3 баллов – вы, наверное, впервые слышите слово “этикет”.

    Теперь жюри наградит самого “Знатока этикета”

    Задания для команд:

    Задание №1: за минуту соедините половинки пословиц:

    1. Чего в другом не любишь, — а честь смолоду
    2. Береги платье снову, — того и сам не делай.
    3. В чужой монастырь — со своим уставом не ходят.
    4. Мил тот гость, — а думай быть опрятным.
    5. Не думай быть нарядным, — что недолго гостит.

    Учитель. Через этикет человек учится хорошим манерам и правилам поведения в обществе. Сегодня мы познакомились с несколькими видами этикета: рыцарский этикет (приветствие, рукопожатие), дворцовый этикет, пригласительный, подарочный, застольный этикет. Большое значение в общении между людьми имеет речевой этикет.

    С помощью некоторых фраз мы можем настроить окружающих людей на доброжелательное отношение к себе, выражать радость, желание, просьбу, обиду, недовольство. Примеры нарушения речевого этикета (продавец на “ты”, знакомый не поздоровался при встрече, не извинился за нехороший поступок, не поблагодарил за услугу). Отсутствие уважения к чувствам других приводит к жестокости и грубым манерам. А грубость отталкивает нас от таких людей.

    За 30 секунд запишите как можно больше “вежливых” слов.

    • Спасибо!
    • Пожалуйста!
    • Благодарю!
    • Простите!
    • Извините!
    • Будьте добры!
    • Будьте любезны!
    • Не обессудьте!
    • Добро пожаловать!
    • Здравствуйте!
    • Доброе утро!
    • Добрый день!
    • До свидания!
    • До новых встреч!
    • Спокойной ночи!

    Оценка жюри

    • А как звучат “волшебные” слова на других языках?
    • Англ. яз. – thank you
    • Нем. яз – danke
    • Итал. яз – grazie
    • Франц.яз. merci
    • Украин. яз – спасибi
    • Испанс. яз. – gracias
    • Казахс. яз. – рахмет

    Перечисляя “вежливые слова”, последним примером назвать “будьте здоровы!”

    Актуальная ситуация:

    Учительница чихнула на уроке. Нужно ли говорить ей: “Будьте здоровы!”? Нет. Пожелание “Будьте здоровы” приемлемо только в отношениях между самыми близкими людьми в неформальной ситуации, например, в семье. В официальной обстановке неприлично акцентировать внимание на проявлениях физического недомогания у кого-либо, особенно, если человек сам не говорит об этом. В этой ситуации лучше сделать вид, что вы ничего не заметили.

    Итог занятия – плакат “Воспитанный человек”

    Мы много сегодня узнали о соблюдении правил поведения в обществе, об этикете. Давайте подведем итог. Каждой команде даётся плакат. Вы должны продолжить высказывание.

    “Воспитанный человек – это тот, кто….”

    Все придуманные вами варианты продолжения фломастерами запишите на плакате.

    ( Затем плакаты вывешиваются, зачитываются.)

    Подведение итогов. Жюри — называет победившую команду и вручает ей призы. Вторая команда так же награждается.

    Читайте также:  Самые стильные женские часы

    Большое спасибо жюри. Большое спасибо участникам!

    Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 7, г. Благовещенск»

    Воспитатель: Уянчи Е. В.

    Воспитывать культуру поведения.

    Формировать основы социального поведения, этические и нравственные принципы.

    Научиться применять правила этикета в повседневной жизни.

    Узнать новые правила школьного этикета.

    Пополнить запас вежливых слов.

    Собрать поэтический материал о школьном этикете.

    Оборудование: презентация «Правила школьного этикета», карточки.

    I. Организационный момент.

    II. Сообщение темы и цели.

    Ребята, скажите, существуют ли особые правила поведения в школе?

    — Конечно же, да! Называются эти правила – школьный этикет. Что такое –этикет?

    Этикет – установленный порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

    Что же это за особые правила поведения в школе и для кого они? Перечислите их, пожалуйста.

    III. Основная часть.

    Правила достаточно просты, а существуют они для всех, кто переступает порог школы. С чего же начинается школьный этикет? Прежде всего, с понимания того, а что такое школа. Это – то место, где мы учимся и учим, развиваем ум, интеллект и душу, а значит, и вести себя в этом месте мы будем соответственно.

    Школа начинается с порога школьного здания. Как же нужно приходить и входить в школу?

    2.Правила школьного этикета.

    Как и в любое другое место, в школу надо приходить вовремя! Это первое основное правило.

    Необходимо раздеться, приготовиться к уроку. А на это необходимо время. Так что приходить в школу надо с достаточным запасом времени. Обычно это 15 минут. Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

    Так как в школу приходим учиться, мы должны принести учебники, тетради, ручки и дневники, а ещё настроимся на то: что придётся работать, а работа не всегда бывает лёгкой и приятной, но никогда не бывает вредной и бесполезной! Ведь учёба в школе – это наша работа, и чем лучше мы с ней справляемся, тем лучшими специалистами мы в будущем станем.

    Как вы думаете, в каком настроении нужно приходить в школу?

    Делать все надо в хорошем настроении – на радость себе и другим. Ведь, если мы пришли в школу в плохом настроении – нагрубили учителю, поругались с приятелями, — в ответ мы не получим улыбок и утешения, скорее всего вам ответят тем же, а от этого явно настроение лучше не станет.

    Что же дальше? Необходимо помнить о внешнем виде. Волосы должны быть чистыми и причесанными! Одежда должна быть чистой и комфортной.

    Что же дальше? Пришли вовремя, настроение хорошее, да ещё и рабочее, внешний вид – хоть на обложку журнала. На что ещё стоит обратить внимание?

    3.Городок волшебных слов.

    Наша речь. Народная мудрость гласит: «Молчание – золото». Лучше промолчать или сказать меньше, но грамотно и культурно, чем болтать много и без толку.

    — Какие «волшебные» слова вы знаете? Волшебные слова «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста» — это наш основной инструмент в общении с людьми, и не только в школе.

    — Как обращаться в школе к учителям, взрослым и ученикам?

    К учителям принято обращаться на «Вы» и по имени отчеству, на это не влияет возраст учителя. Что касается общения с одноклассниками – общайтесь так, как хотите, чтобы общались с вами. Хотите по имени, хотите по фамилии, и уж совсем не следует по прозвищу, особенно, если оно обидное.

    Сейчас мы свами поиграем игру под названием «Доскажи словечко».

    Нам нужно выразительно прочитать стих и добавить в нем пропущенное слово.

    Если встретился знакомый,
    Хоть на улице, хоть дома —
    Не стесняйся, не лукавствуй,
    А скажи погромче ….(здравствуй)

    Вылез Крот на белый свет
    И сказал Ежу … (привет)

    Если просишь что-нибудь,
    То сначала не забудь
    Разомкнуть свои уста
    И сказать …(пожалуйста)

    Порвал Воробей
    Паутинные нити.
    Чирикнул смущенно:
    Ну ….(извините)

    Если встретилась компания,
    не поспешно, не заранее,
    А в минуту расставания
    Всем скажите: . (до свидания)
    Когда я что-то подарю,
    Мне говорят. (благодарю)

    Если словом или делом
    Вам помог кто-либо,
    Не стесняйтесь громко, смело
    Говорить. (Спасибо)

    4.Физминутка Ну а сейчас немножко поиграем: я задаю вопрос, а вы хором отвечаете – это я, это я, это все мои друзья!

    Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
    – Это я, это я, это все мои друзья.


    – Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
    – Это я, это я, это все мои друзья.

    Кто из вас не ходит хмурый, любит спорт и физкультуру?
    – Это я, это я, это все мои друзья.


    – Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
    – Это я, это я, это все мои друзья.


    – Кто из вас хранит в порядке книжки, ручки и тетрадки?
    – Это я, это я, это все мои друзья.


    – Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
    – Это я, это я, это все мои друзья.

    5.Правила поведения в школе.

    — Как вести себя в школе? Давайте вспомним правила поведения в школе. 1)Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

    2)Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

    3)Самое важное время в школе – это уроки. Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

    4)Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

    5)Конечно, на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа.

    6. Давайте проверим как вы поняли правила поведения в школе.

    Я буду читать загадку, а вы хором отвечайте:

    На уроке будь старательным, будь спокойным и (внимательным)

    Все пиши не отставая, слушай не (перебивая)

    Говорите четко внятно, чтобы было все (понятно)

    Если хочешь отвечать надо руку (поднимать)

    Если друг стал отвечать, не спеши (перебивать)

    А помочь захочешь другу – подними спокойно (руку)

    Знай: закончился урок, коль услышал ты (звонок)

    Когда урок раздался снова, к уроку будь всегда (готовым)

    Вот основные правила поведения в школе, о которых я хотела с вами поговорить. Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

    В школу надо приходить чистыми и аккуратно одетыми.

    Необходимо приходить вовремя. Минут за 15 до начала урока.

    Необходимо здороваться со всеми, кого вы увидели.

    В школе надо учиться, а не лениться.

    Категорически нельзя ругаться, драться, грубить детям и взрослым, унижать других детей.

    Не принято громко разговаривать, кричать, свистеть, показывать пальцем на кого-либо или что-либо, бегать, толкаться (если это произошло случайно – извиниться).

    Помните, что готовы вы должны быть до уроков, а не после звонка шумно вваливаясь в класс.

    Правило хорошего тона требуют соблюдения порядка на рабочем месте, а это значит, что вы не только все приготовили к уроку, но и аккуратно разложили это на парте для того, чтобы было удобно заниматься.

    на уроке не принято болтать, отвлекаться на посторонние предметы, вставать и ходить по классу без разрешения учителя, прерывать учителя во время объяснения и других учеников во время ответа. Если необходимо задать вопрос или повторить и дополнить ответ одноклассника, надо поднять руку и дождаться разрешения учителя, только тогда можно спросить.

    На перемене не принято бегать, толкаться, про драки вообще не говорим – это запрещено. В любой драке виноваты обе стороны – потому что не смогли решить вопрос миром.

    Помните, что самое главное правило поведения: ведите себя так, как хотите, чтобы другие люди вели себя с вами.

    Ссылка на основную публикацию
    Шатен цвет волос фото мужчины
    Цвет волос шатен это мягкий, натуральный цвет, очень модный впоследнее время. Волосы покрашенные в шатен выглядят здоровыми и ухоженными. Цвет...
    Что лучше лосьон или бальзам после бритья
    Правильно подобранный уход после бритья способен нейтрализовать негативное воздействие ежедневной и не всегда приятной для мужчин процедуры. Чем отличается лосьон...
    Что лучше подарить сестре на день рождения
    Порадовать любимую сестру в день ее первого большого юбилея и просто, и сложно. Просто, потому что вы точно знаете ее...
    Шатер для пляжа
    Данный товар недоступен для доставки в Ваш регион Мы всегда стремимся к лучшему, чтобы радовать своих покупателей самыми выгодными ценами....
    Adblock detector